Как играть в шахматы
Чтобы понять как играть в шахматы необходимо для начала узнать, что это за игра такая в принципе и какая у этой игры цель.
Шахматы возникли пару тысяч лет назад, а может еще раньше предположительно в Индии. Ваша цель поставить мат королю вашего соперника. Но не тот мат, которым мы ежедневно пользуемся, иначе вряд ли шахматы признали бы высокоинтеллектуальной игрой. Мат — это ситуация, в которой у Короля соперника нет возможности скрыться от угрозы. Да что я тут рассказываю. Давайте по порядку и простенько.
Поле битвы
Итак, перед нами шахматная доска. На доске расположены фигуры, белые и черные. В игре может быть только два участника, один из которых играет за белых, второй за черных. По правилам игры, первый ход предоставляется белым. Кто будет играть белыми, а кто черными решает жребий любым доступным способом. Шахматы — пошаговая игра, игроки по очереди совершают один ход.
Доска делится на 64 маленьких поля или квадрата, и ставится она таким образом, чтобы относительно вас (и соперника напротив) в левом нижнем углу находился черный квадрат (на рисунке это видно). Каждое поле имеет свое буквенное и цифровое обозначение, принцип тот же, что и в морском бое А1, B2, С3, E4 и т.д., но новичку за этом можно пока не заморачиваться. Фигуры игроков расположены на двух противоположных краях доски и занимают по две соответствующие линии.
Взятие
Аналогично игре в шашки, вы рубите фигуру соперника, и она покидает поле. Только разница в том, что в шахматах фигура не перепрыгивает срубленную ей фигуру, подобно шашкам, а встает на ее поле. Еще одно отличие от шашек: после взятия фигуры игрок не ходит снова, очередь передается сопернику. Это называется взятие фигуры. Целью игры вовсе не является уничтожение всей армии противника, а всего лишь взятие его Короля. Но при умелом сопернике это не так просто, как кажется.
В главных ролях…
Так же как и вся игра в целом, каждая отдельная фигура тоже имеет свою цель и играет свою роль. В шахматах существует система перемещения фигур, они не передвигаются хаотично или только по диагонали, как в шашках. У каждой фигуры свой маршрут и зона влияния. Разберемся подробнее.
Пешка — можно сказать новобранец или солдат. Пешка малофункциональна, но их число равняется общему количеству всех других фигур. На поле их по 8 штук у каждой стороны.
Как и все солдаты, пешка имеет небольшой выбор в действиях, двигается она только вперед и только на одну клетку.
Есть одно исключение. Когда пешка находится на стартовой (изначальной) позиции, т.е. на втором ряду, то ход можно сделать на две клетки вперед.
А вот рубит пешка по диагонали и всегда на одну клетку.
Пешка, как и все другие не может перепрыгнуть через какую-либо фигуру.
Всегда располагаются в шеренгу по второй линии.
Конь — как можно догадаться — кавалерия нашей армии. Их на доске по 2 фигуры у каждого игрока.
Конь является единственной фигурой, способной прыгать через препятствия.
Ходит конь буквой «Г» на две клетки прямо и одну в сторону.
Располагается на втором поле с обеих сторон первой линии.
Слон (Офицер) — Так же как и все, кроме коня, фигура не прыгучая. Но более функциональна, чем пешка, ведь это офицер. В наборе их по две штуки на каждого игрока.
Слон может ходить только по диагональным линиям, а значит один ходит только по белым, второй — по черным. Длина диагонали, которую может преодолеть Слон ограничивается лишь фигурой, стоящей на пути или краем самой доски. Опять же в шашках аналогично передвигается «дамка».
Располагается наш Слон рядом с Конем на третьем поле с обеих сторон первой линии.
Ладья (Башня) — этакая артиллерия и ценная фигура. Ладья прямолинейна в буквальном смысле слова. Бьет только по прямой и далеко. Но так же стоящие на пути фигуры являются препятствием. Ну или жертвой. Так же по две фигуры у каждого игрока.
Ладья всегда ходит прямо: по вертикали или по горизонтали.
Располагается в углах доски на первой линии.
Ферзь (Королева) — добрались до элиты. Вообще вряд ли по сути своей Ферзь является королевой, хоть и выглядит очень похоже. Эта королева всю партию лупит врагов и защищает своего короля. Это самая сильная фигура в игре. По функционалу ей уступают все, разве что она не прыгает как конь. Традиционно у короля лишь одна королева, так и на шахматной доске она одна. Точнее по одной у каждого игрока.
Ферзь ходит, как хочет. И далеко, и близко,; по горизонтали, вертикали и по диагонали.
Располагается он между Королем и Слоном. Часто Короля и Ферзя путают местами, потому запомните: Ферзь любит свой цвет, т.е., если вы играете за белых, то Ферзь будет стоять между Королем и Слоном на белой клетке; если за черных, то на черной клетке соответственно.
Король — и наконец самая значимая фигура игры, ради которой весь сыр-бор и устраивается. Этого самого Короля вам и нужно будет оберегать, а на Короля соперника нападать. Естественно, король в армии только один. С Королем все немного сложнее, че с другими фигурами. Его нельзя срубить, и он не может находиться на соседней клетке с вражеским Королем.
Допустим Ваш Король находится под угрозой фигуры противника.. Если бы на месте Короля стояла другая фигура, то противник срубил бы ее, но Короля он срубить не может. Вместо этого Королю объявляется так называемый «Шах». Шах — это прямая угроза Королю, вы обязаны убрать его с линии атаки или прикрыть другой фигурой.
Слабость Короля в том, что он очень неподвижен. Он может двигаться во все стороны, но только на одну клетку. Так же, я уже упоминал о том, что Король не может встретиться с Королем соперника на смежных клетках.
Располагается Король между Ферзем и Слоном.
Ваша задача создать такую ситуацию, когда при «Шахе» Королю соперника, ему некуда будет уйти и некем прикрыться. Это и называется «Мат» , о котором говорилось в начале статьи. Шах и Мат! Партия выиграна.
Пат
Пат — это по сути ничья. Пат объявляется в том случае, когда игрок может ходить только Королем, а им идти некуда, но в то же время Королю не объявлен Шах. Т.е., безысходность Короля зарабатывает игроку ничью.
Так же, Пат может быть объявлен в ситуации, когда один и тот же цикл ходов повторяется трижды. Например, когда Король бегает от фигуры соперника с одного поля на другое и обратно. И так три раза подряд.
Пешкин козырь
Пешка обладает одним тактическим приемом. Если вам удастся провести пешку до края доски, то ее можно заменить на любую фигуру, кроме Короля. Теоретически, 8 пешек можно обратить в 8 Ферзей + 1 на поле. Итого, 9 дружественных Ферзей на поле битвы. Своего рода шахматный гарем, повезло Королю, что есть такое правило.
Есть еще много нюансов и тактических приемов типа: рокировка короткая и длинная; взятие пешки на проходе; вилка; королевский и ферзевый фланги, центр и т.д. Это все можно освоить из учебников, их слава Богу, в интернете полно.
Заключение
О шахматах и о пользе этой игры можно говорить долго. Сейчас существуют доски и на трех и на четырех человек, но это уже, по-моему, хардкор. Купите доску, найдите единомышленника. Или не купите, играйте онлайн через интернет, при желании способы найдутся. Интерес в том, что играть в нее вряд ли может надоесть, так как возможных ситуаций в шахматах миллионы.
Надеюсь, теперь вам хоть немного понятно как играть в шахматы. Попробуйте сами. Игра очень развивает память, концентрацию, скорость мышления и принятия решений, а так же планирование наперед. Когда я сыграл несколько первых партий, я чувствовал, как кипит мой мозг, ибо он, наконец-то, начал думать.
Надеюсь ничего не забыл, если вспомню, допишу. Играйте, думайте, напрягайте мозг. Удачи и развития!